МАДОУ «Дульдургинский детский сад «РОМАШКА» группа «Смешарики» воспитатель Намсараева Янжима Цыренжаповна

Составление описательного рассказа по картине Дондок Жамсоевича Мижитдоржиева «Весна. Поздний снег» (старшая группа)


 

Автор: Намсараева Янжима

Цыренжаповна, воспитатель

 

 

 

 

Составление описательного рассказа по картине

Д. Ж. Мижитдоржиева «Весна. Поздний снег»

 

ЦЕЛЬ: Развитие связной речи детей старшей группы и закрепление знаний детей характерных признаков весны.

Задачи:

образовательные

 

развивающие

 

воспитывающие

 

- Активизировать словарный запас детей;

Учить детей более точно характеризовать объект;

Совершенствовать умение использовать разные части речи в соответствии с их значением и целью высказывания; упражнять в умении громко и чётко произносить слова, отвечать на вопросы полным предложением.

 

- развитие диалоговой  и связной речи;

Развитие мыслительных операций воображения, сравнения, внимания, памяти.

- способствовать развитию чувства цвета, формы и композиции.

 

воспитывать эстетическое отношение к предметам искусства, к творчеству художника, любовь к Родине, природе и бережное отношение к ней,

культуру поведения.

Предварительная работа: Рассматривание с детьми пейзажных картин И. Левитана, И. Шишкина, прослушивание произведений Антонио Вивальди «Времена года», разучивание стихов о весне и чтение произведений о природе русских и советских авторов, знакомство с пословицами, поговорками о природе, народными приметами в рамках проекта «Береза-символ России!»

Образовательные области: художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, музыкальное развитие.

Оборудование: картина-подлинник Мижитдоржиева Д. Ж «Весна. Поздний снег» ноутбук, ТВ, видео фильм «Виртуальная экскурсия в Агинский музей им. Цыбикова».

Словарная работа: Даурский рододендрон, холст, подлинник, багульник.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводно-мотивационный этап

ВСТАЛИ ПО КРУГУ ПОЗДОРОВАТЬСЯ ДРУГ С ДРУГОМ И С ГОСТЯМИ.

Здравствуй, солнышко родное,

Здравствуй, небо голубое!

Мы навстречу вам откроем

И ладошки и сердца!

Воспитатель: Посмотрите в окошко. Какое время года?

( Весна. Снег уже растаял, прилетели грачи, ремонтируют свои гнезда, набухают почки деревьев, стало на улице тепло)

Воспитатель: Ребята, кто знает, как называется место, где находится много картин, которые висят на стенах?

(Выставочный зал, галерея, выставка картин, музей.)

 В нашем селе есть выставочный зал, галерея? (ответы детей…)

Вы хотели бы туда отправиться? Сегодня мы отправимся в виртуальную экскурсию –Агинский национальный музей им. Гомбожаб Цыбикова. Во время экскурсии ведем себя тихо. Вы там не одни. Будут и другие посетители музея.

Демонстрация видео.

Звучит музыка А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года» (дети рассматривают картины).

II. Деятельностный этап занятия

Актуализация: Прежде, чем с вами беседовать, проведём артикуляционную гимнастику: «Змея», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Бегемот».

Чистоговорка "Лес"

 СУ – СУ – СУ – погуляем мы в лесу

АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу легко дышать

АТЬ – АТЬ – АТЬ – лес нам надо охранять

ОЩА-ОЩА-ОЩА – берёзовая роща

ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – много веток у берёзы

ОЛ– ОЛ– ОЛ – у берёзы белый ствол

СНА– СНА– СНА– пахучая сосна

НЫ – НЫ – НЫ – шишки у сосны

Ребята, как называются картины, на которых нарисована природа? (пейзаж)

Таня читает стихотворение:

Если видишь на картине, нарисована река.

Или ель, иль синий иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется  ПЕЙЗАЖ.

Сегодня мы с вами познакомимся с художником и его творчеством Мижитдоржиева Дондок Жамсоевича (слайд с портретом)

Мижитдоржиев Дондок Жамсоевич — представитель изобразительного искусства Аги.

Родился в 1948 году в селе Узон Дульдургинского района. После школы три года служил в Краснознаменном Тихоокеанском флоте, стал двукратным призёром флота по греко-римской борьбе, кандидатом в мастера спорта.

По окончании службы в рядах Советской Армии поступил в Иркутское художественное училище им. Копылова, где под руководством заслуженного художника РСФСР Льва Гимова обучился живописи.

После окончания училища Дондок Жамсоевич начал работать в родной Узонской средней школе учителем рисования и преподавателем художественного отделения Дульдургинской районной школы искусств с 1976 года по 2013 годы, тренером ДЮСШ по настольному теннису.

Работы художника широко экспонируются на региональных и международных выставках-конкурсах и выставках-ярмарках.

Дондок Жамсоевич является неоднократным участником Международного бурятского фестиваля «Алтаргана».

Имеет следующие награды: медаль Александра Пушкина (1999), почётная грамота Министерства образования и науки РФ (2005), заслуженный работник культуры Агинского Бурятского автономного округа (2007), член Союза художников России и Международной Федерации художников (2018).

Воспитатель: Он любит Свою Родину и его картины изображают родную природу. Картины Дондок Жамсоевича любят и знают не только у нас, но и в других регионах. Художник выбирал самые разные уголки природы: писал, то есть рисовал стройные берёзки, реки, небо.

Эффект неожиданности: Ребята, я побывала в гостях у художника, ведь он живёт в селе Узон в 12 км. от нас!

(загадочно) Я привезла для вас одну из прекрасных картин из его коллекции! Специально для вас! Это подлинник, написана на холсте, масляной краской. Холст-это тканевый материал из хлопка или льна, на котором наносится задуманный рисунок.

Внимание! Встречаем картину как долгожданного друга, как самого дорогого и хорошего человека!

(пауза встречи с прекрасным, первые реплики)

Сейчас вы попробуете дать называние картины, которую написал художник Д.Ж.Мижитдоржиев.  Но прежде, я предлагаю отгадать  загадку, которая поможет вам дать название картине.

Ребенок загадывает загадку

1. Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла … (весна)

-Посмотрите на картину, которую написал Дондок Жамсоевич. Как же можно назвать его картину? «Весна. Поздний снег».  Название картины включает ещё одно предложение. Первое вы уже отгадали. Что еще вы видите на картине?

Дети предлагают варианты названий картины.

-Называется она «Весна. Поздний снег».

Беседа по картине.

- Почему картина называется «Весна. Поздний снег»?

Предполагаемые ответы: потому что художник изобразил поздний снег, в мае месяце, местности Эбэр Эребэг, села Узон 2019 году. На переднем плане картине мы видим белоствольные березы, одна молоденькая береза, как будто испугалась позднего снега. Прижались друг другу, словно испугались от неожиданного снега. Или гордо стоят берёзы, красуются среди лесов. На заднем плане виден густой хвойный лес. Много сосен. Когда на одном месте много сосны, как можно сказать ? (сосновый бор)

 Какими словами можно сказать про лес? Этот лес такой: прекрасный, дремучий, густой, тихий, хвойный…

 Тимур: С детства знаю этот лес.

Полон он таких чудес:

Он красивый и дремучий,

Хвойный, сказочный, колючий,

Он зелёный и родной.

Полон он всегда чудес

Мой любимый, чудный лес.

- Какие деревья, кроме берёзок, вы видите?

На картине кроме берёзок мы видим лес и в центре даурский рододендрон. С наступлением долгожданной весны Забайкальские леса и сопки после серых, холодных красок одеваются в тёплый малиновый, праздничный наряд. Это расцветает багульник. Удивительно красивый, яркий наряд багульника радуют всех жителей и гостей нашего края своим неповторимым цветением. Невозможно оторвать свой взгляд от нежной красоты цветов багульника!

- А что можно сказать о снеге?  Какой он?

- Рыхлый, на нём дикие животные успели оставить свои следы.

А что неожиданного в этой картине? Вспомните свои первые реплики, когда вы увидели картину.

Снег и цветущий багульник. Действительно, ребята, это поздний снег, апрельский или даже майский. Для нашего Забайкальского климата вполне допустимо. Возможно, художник сам наблюдал такое явление в природе, был удивлён, восхищён и захотел это передать на картине.

Удалось ему удивить нас?

-Да.

Какие краски выбрал художник для изображения этого времени года?

- Зеленый, белый, розовый, малиновый цвет.

Обратите внимание, что багульник резко выделяется на снегу. Это контраст.

Какое настроение было у художника, когда писал картину? - Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

Предполагаемые ответы:

-Глядя на картину, я чувствую радость: наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло, будут радоваться все лесные животные;

-Картина  нарисована в ярких тонах, значит было яркое солнце.

-Ребята, посмотрите, как здесь красиво! Какой свежий воздух! Давайте его понюхаем!

Дыхательная гимнастика. Освежитель воздуха с кедровым запахом.

Физкультминутка «Веснянка».

Солнышко, солнышко, золотое донышко (дети идут по кругу)

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей (дети бегут по кругу)

Прилетели сто грачей (дети машут руками, как крыльями)

А сугробы тают, тают (приседают)

А багульники расцветают (встают на носочки)

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай, о чём говорю»

- Белоствольная, стройная, высокая (береза)

Вика, повтори какая береза? ….)

-Высокая, зеленая, хвойная (сосна)

-Яркий, малиновый, розовый (багульник)

- Белый, пушистый, рыхлый, (снег)

Сейчас  садитесь на стульчики, красивая осаночка у всех!!  мы постараемся все вместе составить рассказ по этой замечательной картине, используя план-схему.

- О чём мы сначала скажем? (Вначале я назову автора и название картины.)

- О чём мы расскажем потом? (Потом я расскажу о погоде, что находится на переднем плане и на заднем плане.)

- А в конце своего рассказа, о чём расскажете? (И в конце рассказа я расскажу о настроении картины.)

Один ребенок начинает рассказ. Другой продолжает…. Следующий заканчивает.

Эмоциональные поглаживания:  Молодцы, ребята! Какие точные слова вы нашли для описательного рассказа! Ведь это и есть образовательный продукт нашего занятия по картине художника Д.Ж.Мижитдоржиева.

III. Рефлексивно-оценочный этап занятия

- О чем мы узнали, что почувствовали, чем любовались на занятиях по этой картине? (Узнали о цветении багульника, почувствовали приход весны, любовались красотой местной природы.)

- Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить её красоту? (Бережно защищать и охранять всё живое.)

- Давайте любить свою Родину, восхищаться красотой каждого её уголка, как это делает наш великий художник Мижитдоржиев Дондок Жамсоевич.

А теперь, продолжаем знакомство с весной. Рисование весны во время цветения Забайкальского багульника на вашу фантазию.

Чтобы вы не забывали об этом, я хочу подарить вам подарок, чтобы они вам напоминали, что нужно охранять всё живое: цветы и деревья, животных, птиц, и насекомых.

 

Технологическая карта

Составление описательного рассказа

 по картине  Д.Ж. Мижитдоржиева  «Весна. Поздний снег»

Этап занятия

Действия воспитателя

Деятельность воспитанников УУД

1.Мотивационно-целевой этап – 3мин.

Встречает гостей,  создаёт благоприятный психологический климат для занятия через стихотворное приветствие.

Организует беседу по целеполаганию через наблюдением за погодой, приглашением в виртуальное путешествие.

Коммуникативная: Взаимодействуют с воспитателем во время беседы, осуществляемого во фронтальном режиме.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно организуют своё рабочее место, мобилизуют силы и энергию для образовательной деятельности.

2.Актуализация личностного опыта -7 мин.

Устанавливает переход от  личностного осмысления видео экскурсии в музей к  мотивационно-целевому этапу через артикуляционную гимнастику, стихотворения о жанре ПЕЙЗАЖ.

Обеспечивает демонстрацию произведения живописи.

ЛичностныеУУД: устанавливают значимость познавательной деятельности.

Познавательные УУД: определяют круг своего незнания, перерабатывают и систематизируют информацию.

Коммуникативные УУД: участвуют в диалоге,   высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной речи.

3.Деятельностный этап  –12 мин.

Совместно с детьми выстраивает пошаговые задачи по осуществлению цели занятия, в том числе гибкое досценирование в возникшей образовательной ситуации (в зависимости от ответов детей).

 Организует работу по составлению описательного рассказа по картине.

Познавательные УУД: составляют описание картины с выделением ключевых образов берёзы, снега,багульника, хвойного леса.

Регулятивные УУД: проводят контроль совместной деятельности, оценивают правильность ответов, ищут и устраняют ошибки.

Коммуникативные УУД: кооперируют усилия в совместной деятельности по составлению описательного рассказа по картине, оценивают свои действия.

5.Рефлексия

3 мин.

Оценивает итоги деятельности воспитанников.

Регулятивные УУД:

Вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

 

 

 



 

7 мая 2024 в 07:14

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.